Источник: “Сегмент.ру” Фото: Freepik.com
Как сообщает “Forbes”, АНО «Цифровая экономика» и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) раскритиковали проект постановления правительства, устанавливающий критерии для определения информации в интернете, которая считается рекламой. По мнению экспертов, необходимо привести этот документ в соответствие закону «О рекламе», а перечень исключений сделать открытым. Одним из основных противоречий является то, что некоторые новые форматы продвижения товаров и услуг в интернете в настоящее время не считаются рекламой и это приводит к правовой неопределённости, сообщает Forbes.
Большие вопросы вызывают критерии отнесения к интернет-рекламе той или иной информации, подготовленные ФАС. Тогда бизнес опасался, что под них могут подпасть карточки товаров на маркетплейсах, классифайдах и поисковиках, а также информация из каталогов и на сайте производителя. Однако спустя неделю замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин в ходе пленарного заседания Нижней палаты парламента заверил, что маркетплейсы под требования об обязательных отчислениях не попадут и по ним будет отдельная регуляторика.
На портале regulation.gov.ru представители бизнеса публикуют свои отзывы и предложения на этот проект постановления. МТС и VK, также высказали свою позицию, которую АНО «Цифровая экономика» приводит в письме для ФАС. В частности, МТС предлагает ограничиться объявлениями, соответствующими критериям корневого закона и распространяемыми в интернете. VK указывает на необходимость открытого перечня исключений для объявлений о волонтерстве, пожертвованиях и других не рекламных случаях. АКОРТ, в свою очередь, настаивает на обязательном перечне исключений, чтобы избежать ошибочного признания рекламы.
Сейчас мнения представителей бизнеса и экспертов расходятся — критерии, разработанные ФАС, они трактуют по-разному. Например, в Ozon уверены, что проект соответствует закону «О рекламе». Однако в Ассоциации больших данных (АБД, объединяет в том числе МТС, «Билайн», «Мегафон», «Яндекс», «Ростелеком», «Сбер», ВТБ) считают «недопустимым» расширительное толкование понятия рекламы.
Эксперт юридической фирмы DRC Кира Таран назвала логичным предложение бизнеса сделать перечень критериев открытым, так как в текущей редакции проекта постановления характеристики обобщены и требуют конкретизации.
Напомним, ранее ФАС опубликовала критерии отнесения к рекламе информации в интернете. Как сообщала “Российская газета”, требования вступят в силу 1 апреля 2025 года. Они станут частью нормативов, обязывающих распространителей рекламы в интернете отчислять в федеральный бюджет 3% от квартального дохода. Как следует из текста закона, базой будет считаться доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями, операторами рекламных систем от услуг по распространению в интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей в России.
“В отличие от хорошо всем знакомого НДС, в механике сбора не предусмотрена система вычетов, компенсаций или освобождения от уплаты сбора с доходов компаний, которые каждая на своем этапе участвуют в размещении рекламы. Внести ясность можно, если взимать сбор только с первого звена, получающего оплату с рекламодателя: это может быть либо рекламораспространитель, либо оператор рекламной системы, но не оба одновременно”, – говорит глава ассоциации “Интернет-видео” Алексей Бырдин.
ФАС выделила три категории интернет-ресурсов, которые явным образом подпадают под новое регулирование.
1. Маркетплейсы (позволяют потребителю ознакомиться с предложениями товаров, услуг, заключить договор купли-продажи и произвести оплату наличным или безналичным способом). К таким площадкам сегодня относятся Ozon, Wildberries, “Яндекс Маркет”.
2. Классифайды (площадки для размещения пользователями объявлений, касающихся купли-продажи или обмена между пользователями товаров, услуг, недвижимости и т.д.). В первую очередь это “Авито”, к такому же типу сервисов можно отнести ЦИАН.
3. Поисковые сервисы, предоставляющие пользователю доступ по запросу к запрашиваемой информации в Сети. Очевидно, “Яндекс” в части рекламных объявлений.
По словам директора Практики Digital “Михайлов и партнеры” Сергея Стукалова, даже несмотря на новые представленные ФАС разъяснения для участников рынка, остаются непроясненными сразу несколько вопросов. “С кого будут брать налог? Как будут исчислять налог? С каких сумм, по какой методике? Как разводить рекламные и информационные (нерекламные) кампании в отчетности, чтобы не создавать конфликт с ФНС?” – говорит Стукалов. Кроме того, мера в целом может сделать менее доступной интернет-рекламу для представителей малого и среднего бизнеса, считает он.
