Источник: “Российская газета” Фото: Freepik.com
Арест беременных женщин, женщин-матерей с малолетними детьми и несовершеннолетних обвиняемых будет возможен только в исключительных случаях. Соответствующие нормы прописаны в законодательных предложениях, подготовленных в правительстве.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила предложение расширить категории тех, кому можно будет избрать заключение под стражу в виде меры пресечения, только если их обвинили в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Сейчас в Госдуме готовится ко второму чтению проект поправок в УПК, изначально разработанный Верховным судом России. Правительство РФ расширило документ. Как отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, документ в целом направлен на гуманизацию практики применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Как сообщает “РБК”, Минюст предложил расширить положение о применении заключения под стражу в исключительных случаях на:
• несовершеннолетних;
• беременных;
• женщин, имеющих малолетнего ребенка;
• мужчин — единственных родителей малолетнего ребенка;
• усыновителей, опекунов, попечителей малолетних детей или детей-инвалидов.
Исключительными также будут считаться случаи, когда подозреваемые или обвиняемые нарушили ранее избранную меру пресечения, скрылись от органов предварительного расследования или от суда, не имеют места жительства или места пребывания в России, их личность не установлена.
Авторы поправок также предложили прописать в ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса (обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения), что кроме тяжести преступления должно также учитываться, имело ли место насилие или угроза его применения.
Помимо этого в законопроекте Верховного суда говорится, что заключать под стражу нельзя страдающих тяжелыми заболеваниями, которые подтверждаются медицинскими документами. Госдума приняла законопроект в первом чтении в октябре 2023 года.
В целом предлагается резко ограничить аресты по делам о ненасильственных преступлениях. Таковы были изначальные предложения Верховного суда РФ. “Правительство России поддерживает предложение, но предлагает усовершенствовать проектируемые нормы, – говорит председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. – Заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения, применение которой существенным образом ограничивает конституционные права граждан на свободу и личную неприкосновенность. При этом условия в следственных изоляторах строже, чем в колониях”.
По этой причине, продолжает он, мера пресечения в виде заключения под стражу может избираться только судом и только в том случае, когда невозможно применение иной, более мягкой, меры.
“Вместе с тем сегодня судьи не всегда используют альтернативные меры пресечения в ситуациях, где их возможно применить, – говорит Владимир Груздев. – Разработанная инициатива вводит дополнительные ограничения, которые позволят расширить применение гуманных мер пресечения. Таких как залог, домашний арест, запрет определенных действий”.
В проекте предлагается предусмотреть возможность назначения ареста в отношении подозреваемых и обвиняемых, только когда их предполагаемые преступления носят насильственный характер. Если же гражданин обвиняется в ненасильственном преступлении средней тяжести, арест будет возможен при наличии особых обстоятельств: допустим, если доказано, что лицо пыталось скрыться от следствия. Или если личность человека не удается установить.
Как рассказывают разработчики законопроекта, в 2023 году судами было удовлетворено более 50 тысяч ходатайств об аресте лиц, подозреваемых и обвиняемых в преступлениях, не связанных с применением насилия. Кто-то украл что-то по мелочи. Кто-то взял, как говорится, на лапу: коррупция хоть и ужасное преступление, но все-таки с насилием не связанное. Кто-то еще как-то набедокурил, никого не поранив. После принятия инициативы арестов в подобных делах станет меньше.
